вторник, 4 октября 2011 г.

Знаковая символика в работе с дошкольниками

Читаем, рисуем, рассказываем, запоминаем...

Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память  в основном носит непроизвольный характер.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма памяти. Малыш ещё  не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что – нибудь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приёмы запоминания ребёнок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые.
Так, когда взрослый, например, даёт ребёнку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая о чём – нибудь, направляет припоминание вопросами: «А что было потом?».  Малыш постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его.  В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.  
Например, был проведён такой эксперимент: ребят учили использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала  путём соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.
Обучение мнемоническим приёмам запоминания привело к тому, что они стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Обучающий эксперимент показал, что дошкольники способны овладеть опосредственными способами запоминания, но усвоенные действия не являются определяющими, в дошкольном возрасте всё – таки доминирует непроизвольное запоминание.
Учитывая вышеуказанные возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы  работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления память гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
Маленький ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но порой бывает трудно удержать его внимание – карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить проблему. При заучивании наузусть символами можно заменить почти каждое произносимое слово. 

Заучивание стихотворения А. Плещеева 
«Скучная картина…»

    
     Скучная картина!
     Дождик без конца,
     Дождик так и льётся,
     Лужи у крыльца.
     Чахлая рябина
     Мокнет под окном,
     Смотрит деревушка
     Сереньким пятном.
     Что ты рано в гости.
     Осень к нам пришла?
     Ещё сердце просит
     Света и тепла!




  
Итак, уважаемые взрослые, попробуйте применить данные рекомендации на практике в работе с дошкольниками, и вы убедитесь, что процесс заучивания  станет для каждого ребёнка интересным, эмоционально значимым и более эффективным.  
                         Продолжение следует (по материалам книги Е. А. Юзбековой "Ступеньки творчества")


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!