О специалистах

Чем Вам могут помочь
логопед и дефектолог?
Часто родители, сталкиваясь с проблемами в психическом развитии ребенка, начинают искать специалиста, способного разрешить возникшие проблемы, приходят к выводу, что им нужен, именно, логопед. Это и неудивительно, поскольку практически всегда у ребенка с проблемами в психическом  развитии появляются проблемы и в речевом развитии.
Но всегда ли логопед - это именно тот специалист, который нужен ребенку? Чтобы ответить на этот вопрос нужно иметь представление о логопеде как специалисте и его возможностях, а также о других специалистах, которые также осуществляют коррекционную помощь - педагогах-дефектологах.
Итак, логопед, или правильнее учитель-логопед, - это педагог осуществляющий коррекцию речевой деятельности. Его профессиональные задачи не столь узки, как может показаться из этой формулировки, если учитывать то, что речь обладает сложной структурой и может иметь нарушения различного характера.
Разнообразие и специфика нарушений речи предполагает и специфичность работы по коррекции речи, а, следовательно, и особые методики и технологии. Кроме того, что логопед корректирует не только непосредственно речевые функции, он параллельно развивает и другие функции, например, мелкую моторику (движения тонких движений рук), которая всегда имеет недостаточность у ребенка с речевыми нарушениями, зрительное восприятие, слухоречевую память, проводит работу по предупреждению акалькулии (нарушений функций счета), дислексии (нарушений чтения), дисграфии (нарушений письма) и др.
А чем же  занимается учитель - дефектолог? Специфика работы дефектолога зависит от того, к какому виду принадлежат нарушения ребенка. Так, если у ребенка нарушения слуха (глухота, слабослышание), то с ним занимается сурдопедагог, если нарушения зрения - тифлопедагог, нарушения интеллекта - олигофренопедагог, нарушения эмоциональной сферы и поведения - специальный психолог. По большому счету, логопед - это тоже дефектолог, который может оказывать помощь не только детям с нарушениями речи, но и детям, речевые нарушения которых обусловлены другими нарушениями - зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Большинство дефектологов - это олигофренопедагоги. Это связано с тем, что интеллектуальные нарушения являются наиболее распространенными.
Чем же может помочь дефектолог, а именно олигофренопедагог? У него очень широкое поле деятельности - это коррекция, прежде всего всех познавательных функций, - внимания, восприятия, памяти, мышления. Дефектолог также формирует знания об окружающем мире, учит ребенка читать, считать, развивает его работоспособность, формирует положительное отношение к учебе и многое другое. Основная функция дефектолога - максимально приблизить развитие ребенка к норме, обеспечить его социализацию и адаптацию, интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.