вторник, 23 октября 2012 г.

Страничка для родителей

Профилактика
манипулятивного поведения у детей

Манипулятивное поведение свойственно не только взрослым, но и детям. Конечно, манипуляторами не рождаются, ими становятся, но очень рано, едва научившись ходить. Манипулятор не всегда крикун, он может ныть, угрожать, капризничать, шантажировать, отказываться от пищи, не подчиняться разумным требованиям родителей, но, так или иначе, добиваться своего.
В свою очередь манипулятивные приемы детей являются ответом на манипулирование взрослых. По мнению ученых среди первенцев и единственных детей в семье, манипуляторов больше, чем в семьях с двумя и более детьми. Традиционно им достается больше родительского внимания, желания родителей быть демократичными и современными, прислушивающимися к малейшим пожеланиям ребенка, а также в семьях, где родители слишком много работают и не уделяют ребёнку достаточно внимания. Причинами же манипулятивного поведения детей может послужить неудовлетворение важных детских потребностей, недостатка внимания взрослых, лишение поддержки, возможности выбора, проявления самостоятельности. Ребенок манипулирует потому, что стремиться получить личную выгоду, не готов справиться с ситуацией другим способом, копирует чужое (чаще родительского) поведение. Установки и поведение, продемонстрированное взрослыми, оказывают влияние на убеждения и поведение детей. Одни дети перенимают от родителей систему манипулятивных убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми.
В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему, если ребенку нужно разрешение на что – либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу и маму выполнить его желание.
Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да». Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу.
Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или «жестокого папу». Если ребенок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.
В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителям. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.
Для формирования внешней дисциплины важны такие понятия, как «награда» и «наказание».

Как не воспитать эгоиста  
  • Ребенок должен научиться не только требовать исполнения его желаний, но и сам делать что-то для других;
  • не следует говорить ребенку, что он лучше и главнее всех и его желание – закон;
  • если дошкольнику что-то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желание; дайте понять, что вы выполните желания ребенка, как только появится свободное время;
  • желания ребенка не должны быть во вред окружающим;
  • если ребенок чего-то хочет, объясните ему, что он тоже должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.
 Рекомендации по установлению дружеских отношений с ребенком в процессе его воспитания.  
  • Отделяйте чувства от действия. Даже если ребенок заслужил наказание, не судите строго, он должен чувствовать любовь. Дайте понять, что действия были неправильные, их нужно исправить. Чтобы изменить действия, нужно понять чувства;
  • если у ребенка эмоциональные трудности – найдите другой подход к нему; наказание может только усугубить ситуации;
  • отвечайте на чувства ребенка, пусть он расскажет все, дав выход эмоциям;
  • если проступок достаточно серьезен, и наказания нельзя избежать, пусть он сам выберет: например, остаться без просмотра телевизора или лишиться сладкого на ужин;
  • наказывая ребенка, убедитесь, что он понимает за что его наказывают;
  • ребенок должен понимать, что Вы чувствуете его проблемы, и что они ваши общие;
  • направляйте действия ребенка в благоприятное русло, предотвращайте разрушительные действия. Важно принимать своего ребенка, помогать ему развиваться, нe разделяя мир на детский  и взрослый.                
//«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №1 2011г.,С.59  /А.Ф. Двойнова. Профилактика манипулятивного поведения у детей/, 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!